Индивидуальные занятия по ИЗО Начало О руководителе Наши юные художники Наши работы Рисуем OnLine Расписание занятий Книга отзывов Учимся рисовать


Психофизиологические особенности восприятия декоративной живописи у дошкольников и школьников младшей школы.


В декоративном искусстве - области художественной деятельности, специально направленной на организацию целостной предметно - пространственной среды, - аллегория, символ и эмблема наиболее распространены. Процесс подчинения изобразительной формы в этом виде искусства внешним композиционным условиям называется декоративной стилизацией, которая неизбежно ведет к упрощению, обобщению, геометризации и даже схематизации, что полностью искупается ее ансамблевым звучанием.

Типичным примером к тенденции ограничивать изображение объектов минимумом их характерных структурных особенностей, является детский рисунок. Подобное ограничение часто означает «обнажение сущности», так что упразднение некоторых характерных черт способствует более легкому опознанию образов. Методы изображения являются весьма разнообразными - геометрический, орнаментальный, формалистический, стилизованный, схематический и символический. Эти методы встречаются на стадии раннего и первобытного искусства, то есть в работах детей, африканских и австралийских дикарей или американских индейцев, но их можно встретить и в христианском искусстве византийского стиля, западном модернистском искусстве, в изображениях, выполненных шизофрениками, и в огромном царстве орнамента и декорации.

Человек среди бесчисленного множества предметов, имеющих неправильные формы, выбирает объектом своего восприятия именно предмет с правильной формой, встречающийся менее часто.

Художественный стиль нельзя обвинять в формализме только потому, что он редуцирует изображение и использует геометрическую форму. Современное искусство в своих лучших образцах является далеко не формалистической игрой. Некоторые современные художники сводят изображение предмета к воспроизведению его голой сущности. Другие берут одну элементарную тему, развивают ее «заостряют» до предела, «оркеструют», обогащают ее контрмотивом, но от данной темы не отказываются. Художник - формалист же освобождает форму от содержания, которому она должна служить.

Суть примитивного, или наивного, искусства заключается в получении удовольствия от сходства, радости узнавания объекта в изображении. Это детское творчество. Чувство формы в культуре использования изобразительных средств и приемов, приводит к эстетизации этих средств и постепенной формализации изображения, которому придается более декоративное и символическое значение.

В ином смысле примитивным называют народное искусство, самодеятельное творчество не получивших профессиональной подготовки мастеров. Отсюда его наивные, чрезвычайно простые, «примитивные» формы, отнюдь не означающие примитивность содержания. Народное искусство складывается не только из чисто фольклорных источников. Существует процесс «снижения» профессионального искусства, переход стилевых форм «высоких жанров» в народное творчество, упрощение образов, схематизация, трансформация заимствованного материала.

К явлениям «снижения» можно отнести народную гравюру на дереве, русский лубок, изразцовое искусство особое течение представляют намеренные, декларативные стилизации под архаику и народный примитив, как, например творчество художников объединения «Голубой розы».

В силу строения мозга и глаза человек всегда видит симметрично, композиционно и колоритно, другими словами, во взаимной соподчиненности, то есть гармонично.

Ученые считают, что при помощи глаза человеческий мозг получает до 90 % информации. Человек, сам часть природы, вступает в контакт с остальной природой при помощи зрительного анализатора, создавая зрительные образы, имеет дело только со световыми излучениями. Он может ощупать предмет, понюхать его, попробовать на вкус и получить дополнительную информацию о предмете, но построение зрительного образа мозгом происходит только на основании светового излучения.

В процессах восприятия перципиент всегда преобразует объект восприятия в соответствии с замыслом художника, и одновременно в процессе такого преобразования включаются субъективные моменты воспринимающего (уровень его образования, настроения, тип нервной системы и т.п.). В силу этого из одного и того же произведения в процессе его восприятия разными людьми извлекается различная информация, в том числе, конечно, и та, которая соответствует замыслу художника.

Я смотрю на предмет. Я вижу мир, который меня окружает. Что подразумевают эти высказывания? В повседневной жизни видение или зрение, есть, в сущности, средство практической ориентации. Это означает, что человеческий глаз фиксирует какие-либо предметы, находящиеся в каком-либо месте. Это есть опознавание по самым незначительным признакам. Муж входит в спальню поздно ночью. Он замечает темное пятно на белом фоне подушки. В этом смысле он «видит», что его жена находится на своем обычном месте. При более благоприятном освещении он увидит, естественно больше, но в принципе для ориентации требуется всего лишь самый минимум намеков, зрительных стимулов.

В своей повседневной жизни многие люди не используют преимуществ своего нормального чувства зрения. Зрительное восприятие означает нечто большее. Окружающие нас предметы излучают или отражают световые лучи. Глазной хрусталик отражает образы этих предметов на сетчатку, которая передает в свою очередь это сообщение головному мозгу. Мир образов не просто запечатлевается в органах чувств, достоверно отражающих визуальную информацию. Скорее, наоборот, мы их получаем, рассматривая объект.

Зрительное восприятие представляет собой активное исследование и изучение окружающего мира, воспринимаемого объекта, а не его пассивную регистрацию. Восприятие есть высокоизбирательный процесс не только в смысле концентрации на том, что привлекает внимание, но и в смысле способа рассматривания объекта. С физической точки зрения восприятие ограничивается только разрешающей способностью сетчатой оболочки глаза.

На сенсорном уровне восприятие достигает того, что в царстве разума известно под названием «понимание». Каждый взгляд человека - это предвосхищение изумительной способности художника создавать модели, которые объясняют жизненный опыт средствами организованной формы. Человеческий взгляд - это внезапное проникновение в сущность.

Очертание - это одна из существенных характеристик объекта, улавливаемая и осознаваемая человеческим глазом. Она относится почти ко всем пространственным аспектам вещей, за исключением месторасположения и ориентации.

То, что нам хорошо знакомо, выступает как знание, которое прибавляется к непосредственному наблюдению. Поэтому, когда мы смотрим на человеческое лицо, то невидимые волосы, расположенные сзади головы человека, входят составной частью в воспринимаемое изображение.

Влияние памяти оказывается особенно сильным, когда огромная личная потребность заставляет воспринимающего субъекта видеть объекты именно с данными перцептивными свойствами. Факт воздействия, оказываемого потребностями на восприятие, используется психологами в тестах Роршаха (чернильные пятна).

Основной закон зрительного восприятия, описанный гештальтпсихологами, утверждает, что любая стимулирующая модель воспринимается таким образом, что результирующая структура будет, насколько это позволяют данные условия, наиболее простой.

Когда хвалят произведение искусства за «присущую ему простоту», то под этим понимают организацию всего богатства значений и форм в общей структуре, которая ясно и четко определяет место и функцию каждой детали в едином целом.

Стремление к простейшей структуре, присущее деятельности мозга, делает результат восприятия возможно более простым. Но простота результирующего опыта зависит также и от: а) простоты стимула, из которого возникает модель восприятия; б) простоты значения, которое передает объект восприятия; в) взаимодействие значения и результата восприятия; г) психологической «установки» воспринимающего субъекта.

Простота требует структурного соответствия между значением и реально воспринимаемой моделью. Такому структурному соответствию гештальтпсихологи дали название «изоморфизм».

Наконец, должна быть рассмотрена проблема «установки», или отношения воспринимающего субъекта. В психологическом опыте фигура квадрата может появляться на экране постепенно в силу усиления интенсивности света в проекционном аппарате. Если испытуемый ожидает появление квадрата, то по всей вероятности, он узнает эту фигуру раньше, чем если бы он был уверен, что сейчас перед ним появится круг.

В школьной практике учителя не всегда считаются с возрастными и индивидуальными особенностями зрительного восприятия детей, что приводит к снижению эффективности учебно-воспитательной работы. Зрительное восприятие, как и всякий процесс познания, представляет собой не мертвое, «фотографическое» отражение действительности, а сложный диалектический процесс возникновения субъективного образа объективного мира. Зависимость перцептивной деятельности от психических особенностей воспринимающей личности выдвигает наряду с другими проблему избирательности детского восприятия разнообразных источников информации путем преимущественного выбора определенных раздражителей из их совокупности.

Учеными был проведен опыт по методике постепенного увеличения количества сведений об оригинале, предъявленном для узнавания на экране электронной экспериментальной установки, так как узнавание - это первоначальная ступень восприятия, на которой происходит формирование объективно верного образа.

В процессе узнавания формирующихся на экране изображений у школьников отмечается ряд возрастных особенностей. Наблюдение экрана младшими школьниками часто велось бессистемно, беспланово, избирательность восприятия у них слабо развита (второклассники не концентрируют внимания на появляющихся объектах, не стремятся к активным поискам неясных линий или деталей, а отвлекаются фиксированием малозначимых, разбросанных по всему экрану светотеневых раздражителей, что замедляет и затрудняет узнавание изображения). Младшие школьники часто рассматривают экран по краям и упускают из поля зрения его центральную часть, где, как правило, и происходит формирование изображения на основе постепенного увеличения количества зрительной информации. В связи с этим второклассники могут не узнавать изображения вплоть до появления его максимально ясной видимости. Испытуемые узнают изображение по контурам. Они выделяют на экране несколько участков по светотеневым различиям. Часто объединяют пятна, однородные по светотени, но относящиеся к разным фигурам. У них наблюдается тенденция к «схватыванию» (по Сеченову) выделенного ими участка экрана, для них нетипично его разностороннее рассмотрение и изменение позиции наблюдения. Они чаще всего выделяют на экране несколько участков наблюдения, которые могут находиться далеко друг от друга, что затрудняет узнавание изображения. В согласовании одновременно возникающих образов и создании цельной картины второклассники в большинстве случаев испытывают затруднение. Они не могут и не стремятся установить общую смысловую связь между возникающими у них отдельными конкретными образами.

Акт восприятия включает в себя решение одной определенной проблемы, а именно создание организованного целого. Стремление к отчетливости в тех случаях, когда это помогает ликвидировать неясность, влечет за собой упрощение.

Чем больше согласована форма какой-либо зрительно воспринимаемой единицы, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды. Когда интервалов между частями не существует, получается компактный зрительно воспринимаемый объект. Образы, формируемые глазными линзами, собираются и создаются миллионами рецепторов, расположенных в сетчатке глаза, которые в большой степени изолированы друг от друга. Это значит, что мозг есть конечный пункт восприятия для целой серии возбуждений. Закономерности по которым все частички группируются в зрительно воспринимаемый объект, заключаются в различных применениях принципа простоты, одним из которых являются правила подобия.

Интересен тот факт, что все дети делают одни и те же ошибки, когда рисуют, а также и то, что они легче разбираются в рисунках своих младших собратьев, чем взрослые люди; но зато нередко обратное - они не могут понять рисунка хорошего взрослого рисовальщика.

Способность наблюдения у ребенка очень слаба. Даже взрослые люди часто не умеют наблюдать. На сто человек встречается один, умеющий думать, но умеющих смотреть - приходится всего один на тысячу. В общем, дети мало склонны к внимательному наблюдению, их внимание непроизвольно; предметы скорее захватывают их, чем они сами на них сосредотачиваются.

Воспитание именно и должно методическим упражнением чувств, в особенности зрения и слуха, приучить ребенка к более внимательному наблюдению прекрасного. Хорошо видеть и хорошо слышать мешает ему, прежде всего живость его воображения: воображаемое нередко маскирует в его уме реальное. Необходимо показать ему красоту, существующую в мире, не разрушая той, что создает его собственное творческое воображение; нужно постараться развить его чувства, наблюдая в тоже время, чтобы не иссушить его воображения.




Дизайн-студия Art-NS.com Яндекс.Метрика