Индивидуальные занятия по ИЗО Начало О руководителе Наши юные художники Наши работы Рисуем OnLine Расписание занятий Книга отзывов Учимся рисовать


Методика ведения занятий по декоративной живописи.
Примерное содержание уроков.


Тема урока "Веселые узоры" — выполнение декоративной работы. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о красоте вокруг нас (изделия Полхов-Майдана).

На уроках учитель знакомит детей с красочным миром народного декоративно-прикладного искусства, с использованием его в повседневной жизни (росписи стен зданий, станций метро и т.п.), воспитывая тем самым любовь к нему. Рассматриваются изделия (репродукции или фотографии) из Полхов-Майдана, обращается внимание на выразительность цвета и красоту растительного орнамента.

Дается представление о том, что в праздничных и жизнерадостных орнаментах народные мастера отражают любовь к родному краю. Закрепляются понятия "орнамент", "ритм".

Дети выполняют упражнение "Веселые узоры" красками: ягоды — приемом тычка, листья — приемом прикладывания кисти с дорисовкой кистью, так, как это делают народные мастера. В конце урока все вместе оценивают орнаменты, выполненные детьми.

Учитель говорит детям о практической направленности выполняемого ими задания: орнамент будет служить украшением бумажных салфеток, которые они изготовят на уроках труда. В процессе рисования орнамента детей знакомят с линией симметрии и ее значением в декоративных работах. Дети убеждаются в красоте ритма — важнейшем выразительном средстве орнамента.



Тема урока. "Осенний узор" — рисование орнамента в полосе из декоративных ягод и листьев.

Закрепляются знания о народной росписи мастеров из Полхов-Майдана. Особое внимание обращается на красочные и насыщенные цвета орнаментов: красный, синий, желтый. Формируется представление о том, что окружающая природа (растительный мир) является реальной основой творчества народного мастера: природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном .

Выполненные детьми орнаменты используются затем в украшениях изделий, подготовленных на уроках труда ( коврики, салфетки, матрешки и т.п.).



Тема урока. "Мы рисуем сказочную птицу" — выполнение декоративной работы.

Воспитание интереса и любви к русскому народному фольклору, развитие фантазии и умения творчески преобразовывать формы животного мира в декоративные.

Перед объяснением задания учитель напоминает детям о том, что человека издавна окружали животные, птицы. Многие из братьев наших меньших приносят человеку большую пользу — вот почему человек должен бережно относиться к ним, любить их. Красота движений, линий, форм, цветовой окраски животных постоянно привлекает глаз человека, и они часто являются объектами изображения художников и народных мастеров. В сказках птица — символ света, радости, счастья. Некоторые художники посвящают все свое творчество изображению только животных.

Одним из замечательных художников, изображающих животных, является известный писатель и иллюстратор детских книг Е.Чарушин. Дети рассматривают книги с иллюстрациями Е.Чарушина.

Известные мастера из Полхов-Майдана вытачивают из дерева и расписывают свистульки (учитель определяет и называет элементы росписи— ягодки, яблочки, листочки, травинки).

Дети вспоминают, где и каких видели животных, птиц, вспоминают сказки. После этого каждый ребенок рисует свою сказочную птицу.

Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изображения.



Тема урока. "Мы готовимся к рисованию сказки" — выполнение набросков гуся по памяти.

В процессе выполнения задания углубляется интерес и любовь у детей к животным и птицам; дальнейшее развитие получает умение анализировать и изображать форму, строение, цветовую окраску оперения птиц.

Дети, обогащенные в результате рисования по памяти и с натуры новыми представлениями и впечатлениями, могут более успешно выполнить следующее тематическое задание — иллюстрирование русской народной сказки] "Гуси-лебеди".

Важно, чтобы дети в процессе рисования с натуры учились анализировать, сравнивая форму птиц, передавать их красоту, характерные очертания, общее пространственное положение, плавность линий, красочность оперения На классной доске показывается несколько схематичных рисунков с осевыми линиями, указывающими основное пространственное расположение туловища птиц. Вспоминаются особенности некоторых птиц, подмеченные во время экскурсий на природу: горделивая посадка головы гуся, беспокойные движения головы у воробья, синицы. Целесообразно рассмотреть елочные игрушки, а также силуэты птиц, выполненные детьми на уроках труда или в группе продленного дня.



Тема урока. Иллюстрирование русской народной сказки "Гуси-лебеди". Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В.Васнецов. "Иван-царевич на сером волке", «Аленушка») и беседа о красоте мира сказок.

Беседа и рисование — иллюстрирование сказки - становятся средством формирования нравственных начал личности ребенка.

Дети вспоминают сказки "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Иван-царевич и Серый волк” и картины художников на темы этих сказок. Обобщив ответы, учитель показывает репродукции картин Васнецова "Иван-царевич на Сером волке" и "Аленушка". Дети рассматривают их. Они начинают чувствовать и понимать красоту сказки, убеждаются в том, что с помощью рисунка и красок можно изобразить любую фантастическую картину.

Учитель объясняет процесс работы над композицией: вспомнить сказку, зрительно представить себе один из эпизодов сказки, можно даже прочитать этот эпизод (учитель читает два-три отрывка из сказки "Гуси-лебеди").

Важно, чтобы дети уже в своих карандашных рисунках передали логическую связь между изображаемыми объектами композиции, умели проявить фантазию. Поощряя стремление детей цветом выразить свои чувства, переживания учитель разрешает им начать работать кистью и красками

При анализе своих рисунков в конце урока ребята убеждаются в том, что и они могут красочно изображать сказку, но для этого необходимо хорошо знать приемы работы красками чувствовать наиболее выразительные сочетания цветов.



Тема урока. "Мы рисуем сказочную ветку" — выполнение декоративной работы. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (цветочная роспись мастеров из Городца) и беседа о красоте вокруг нас.

Продолжается знакомство с искусством народных мастеров, отражающих в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Демонстрируются произведения Городецких мастеров (репродукции или фотографии с них).

Раскрывается эстетическая выразительность современной городецкой росписи (это цветочная роспись). Рассматриваются главные элементы цветочной росписи — розан и купавки. Для понимания роли цвета в изображении красивых и выразительных купавок и розанов обращается внимание на насыщенные, густые красный и синий цвета и их оттенки — розовый, голубой. Объясняется, что особую праздничность, нарядность цветочной росписи придает оживка.

Показываются приемы рисования кистью розана и купавки.

На первом из уроков выполняется упражнение на приемы декоративного изображения розана и купавки, формируются навыки в передаче цветовых оттенков и белой оживки.

На следующем уроке закрепляется представление о цветочной городецкой росписи. Демонстрируются произведения (репродукции или фотографии с них) городецких мастеров. Дети должны по цвету и форме узоров определить, как называются эти узоры.

Интересная и эмоциональная беседа учителя с детьми об иллюстрациях Ю.Васнецова к русским народным сказкам должна настроить детей на выполнение учебного задания — рисунка сказочной ветки. В рисунках Ю.Васнецова мы встречаемся с героями народных сказок — лисичками, барашками, мишками — в окружении сказочного леса. Учитель поощряет самостоятельность детей в выполнении декоративных цветов, золотых яблок, красочных ягод и листьев, которые могут украсить сказочную ветку.

Для обогащения зрительного представления о разнообразии форм, строений различных цветов учитель демонстрирует фотографии цветов, отмечая красоту нашей природы.

Для прочувствования темы, для более полного ощущения ритма во время декоративной работы тихо звучат мелодии русских народных песен.

Умение нарисовать декоративную композицию «Сказочная ветка» поможет детям передать декоративную выразительность сказочного окружения — леса, сада, поля – во время иллюстрирования русских народных сказок.

На уроках используются попевки, загадки.



Тема урока. Выполнение орнаментальной полосы "Мои любимые игрушки". Демонстрируются дымковские и филимоновские игрушки (репродукции или фотографии с них). Обращается внимание на роль росписи в глиняной игрушке: цвет выявляет и подчеркивает пластику. Закрепляются знания детей о геометрическом орнаменте, умение видеть и называть цвета и цветовые оттенки. Дымковские мастерицы любят красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный. Эти насыщенные, яркие цвета празднично сияют на белом фоне игрушек. В росписи филимоновской игрушки сочетаются малиновый, зеленый, лимонно-желтый цвета на светло-розовом фоне глины.

Объясняется задание — самим придумать орнамент в декоративной полосе из повторяющихся силуэтов любых животных (медведи, львы, зайцы, лисы и т.д.).

Особое внимание обращается на возможность декоративного обобщения цветовой окраски животных, сказочные фигурки которых можно одеть, расцветить орнаментом. Цвет фигурки должен гармонично сочетаться с цветом фона.

Для активизации фантазии, воображения школьников рассматриваются выполненные детьми на уроках труда или в группе продленного дня силуэты животных из бумаги.



Тема урока. "Мы любим родную природу" — орнамент из декоративных цветов, листьев, птиц. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (народная вышивка Архангельской области, Павловский платок) и беседа о красоте вокруг нас.

На уроках воспитывается эстетическое отношение к красоте природы родного края.

Беседа помогает создать у детей эмоционально-эстетическое отношение к предстоящей декоративной работе и посвящается красочным цветочным орнаментам в вышивке архангельских мастериц и цветочной росписи павловских платков. Образный язык цветочного орнамента выразителен и доступен.

Дети коллективно выполняют декоративную композицию, которая посвящена празднику весны. Работа представляет собой горизонтальную полоску из чередующихся мотивов декоративных цветов и птиц. Показываются приемы работы кистью в изображении декоративных цветов. Цветовые сочетания могут быть контрастными, яркими (красное и белое) или нежными, мягкими (розовый, голубой, белый и коричневый). Для завершения декоративного цветка важно применить белую или черную оживку. Во время декоративной работы возможно звучание мелодии на темы весеннего пробуждения природы.

На следующем уроке для обогащения зрительных образов снова демонстрируются произведения (репродукции, фотографии) архангельских

вышивальщиц, расписные павловские платки, а также птички-свистульки из Полхов-Майдана и игрушечные дымковские и филимоновские птицы.

Дети рисуют декоративных птиц – вестников весны.

Так же как и на предыдущем уроке , дети учатся передавать цветом , ритмом свое взволнованное и радостное настроение от встречи весны.

По завершении работы над рисунками проводится их коллективное обсуждение , ребята сами определяют , чей рисунок самый лучший , выразительный.



Тема урока. "Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров" — выполнение орнамента из декоративно переработанных форм растительного и животного мира. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства (изделия Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края) и беседа об их красоте.

На уроке .обобщаются сведения о народном декоративном искусстве.

В процессе рисования обогащаются художественный вкус и фантазия детей.

Сначала проводится беседа о красоте цветочного орнамента и росписи в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Учитель обобщает знания второклассников о художественно-выразительных средствах Дети называют и показывают излюбленные народными мастерами растительные мотивы (розан, купавку и т.д.), определяют и показывают приемы декоративного изображения цветов, листьев, ягод (прием прикладывания кисти, прием тычка, белая и темная оживка и т.п.), называют цветовые сочетания, характеризующие работу мастеров Гжели, Городца, Полхов-Майдана, мастсров родного края.

Подводя итоги высказываниям детей, учитель подчеркивает значение народного декоративно-прикладного искусства для украшения нашего быта, познания красоты жизни и труда, воспитания чувства национальной гордости.

Во время самостоятельной работы особое внимание обращается на проявление творческой активности в стилизации окраски и формы цветов, бабочек в декоративном рисунке, использовании линии симметрии, ритма как вы разительных средств декоративной композиции. На палитре подбирается цветовая гамма основных элементов орнамента – цветов, бабочек, фона. Обращается внимание на более выразительные сочетания, на творческое применение приемов народной кистевой росписи.

Во время анализа работ подводятся итоги, чему научились второклассники в декоративной работе, что нового узнали о труде народных мастеров.

Составленные эскизы орнамента для коврика из декоративно переработанных цветов и бабочек могут быть затем использованы при украшении коврика, изготовленного на уроках труда.



Тема урока. Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане..." А.Пушкина. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И.Билибин. Иллюстрация к "Сказка о царе Салтане.." А.Пушкина, М.Врубель. "Царевна-Лебедь") и беседа о красоте сказочного мира.

Демонстрируются иллюстрации к сказке , читаются отрывки текста.

Сюжетами рисунков детей могут быть: сказочный град на острове, хрустальный домик с белкой, бочка, плывущая по морю, и т.д.

Для конкретизации сказочных образов демонстрируются иллюстрации И.Билибина к "Сказке о царе Салтане..." Анализируется то, как художник использует контрасты света и тени, цветовых оттенков, линию, тональное пятно, композиционное расположение главных персонажей сказки.

Перед продолжением работы в цвете выполняется упражнение: на отдельном листе бумаги составляется основной цвет элементов сказочного пейзажа.

Напоминаются правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового. Обращается внимание на необходимость выделения наиболее интересного, впечатляющего в сюжете, на подчеркивании цветом главного в рисунке.

Пробуждению чувства сопереживания способствует музыка из оперы Н.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" (фрагменты "Белка", "Богатыри", "Царевна-Лебедь"), которая звучит и на первом, и на втором уроках.



Тема урока. "В сказочном подводном царстве" — рисование композиции.

На уроке осуществляются развитие творческой фантазии детей, любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру, формирование умения сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими.

На основе предварительного изучения изображения рыб в книгах дети создают на листе бумаги свои красочные сказочные картины подводного царства. С целью активизации творческого воображения школьников, обогащения представлений о сказочном мире читаются отрывки из былины "Садко", сказки "По щучьему велению", демонстрируются иллюстрации к былине "Садко". На обоих уроках тихо звучит музыка из балета "Конек-горбунок".



Тема урока. "Сказочный букет" — выполнение простейших приемов работы кистевой росписи в изображении больших и маленьких декоративных цветов на цветном фоне в круге. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы) и беседа о красоте вокруг нас.

Рассматриваются произведения знаменитых жостовских мастеров, обращается внимание на то, что в композиции букета главными и самыми крупными цветами являются роза, мак, шиповник, георгин, астра, тюльпан. Более мелкие цветы — колокольчик садовый, ромашка полевая, василек, оттеняющие крупные цветы, — вносят равновесие в букет.

Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Во время беседы определяются и называются полевые и садовые цветы в работах народных мастеров. В заключении беседы хорошо продемонстрировать фотооткрытки живых цветов, остановить внимание на разнице живого и декоративного цветков. Это — один из путей эстетического познания детьми действительности средствами декоративного искусства.

Работа выполняется на цветном фоне; бумаге желательно придать форму круга. Дети кистью рисуют крупные и маленькие цветы, добиваясь равновесия в композиции.




Дизайн-студия Art-NS.com Яндекс.Метрика